суббота, 8 января 2011 г.

Про первые полгода

взято отсюда: http://semirina.livejournal.com/111871.html
автор детский психолог Ирина Семенихина (http://semirina.livejournal.com)

"В первые полгода одна важнючая вещь случается: ребенок овладевает интересным способом общения - языком эмоций.
Они им овладевает совсем как речью: сначала просто "слушает" (первые недель пять), потом пытается воспроизводить (комплекс оживления - лапами машет, радуется, слюни пускает) - пока не совсем понимает (хоть хвали его, хоть ругай - ему лишь бы эмоции, радуется себе да радуется), а потом уже начинает дифференцировать, понимать, соображать и отвечать соответствующим образом.
Вот это важно очень. Это основа и познания ребенка, и его "стиля общения" позже.

Если в то время, когда ребенок учится говорить, при нем все матами разговаривают и ругаются - понятно, что в его словаре будут прежде всего такие словечки.
Хоть заорись потом - культурно выражаться не скоро научится.
Так и в первые полгода: если малыша окружают улыбки и ласковое "сюсюканье" (вот, кстати, в первые полгода эти "тюси-пуси" нужны, правда, лучше не искажать звуки, а интонациями играть), то и его проявление эмоций потом будет скорее доброжелательным, чем агрессивным. А если мама в депрессии, папа устает, мама к мужу не вернулась, бабушки с родителями "в контрах" и т.д. - так в год вам ребеночек "все припомнит" - мало не покажется.
Ибо говорить он ещё толком не научится, и общаться будет эмоциями как раз теми, которые впитал в первые полгода.

Ещё одна важная штука, которая в первые полгода происходит - это то, что у ребенка в "поле" понемногу нарисовываются образы предметов. Правда, они ещё очень смутные и исчезают сразу же, как исчез из поля зрения сам предмет, но это все равно процесс значимый.
ВАЖНО то, что предметы для малыша совсем "мертвые" сами по себе, и оживляют их опять же эмоции мамы, папы и т.д.
Если просто закидать мелкого разными замечательными игрушками - он будет хныкать и скучать. А вот если при этом их показывать, рассказывать, улыбаться, играться - то это ж совсем другое дело.

Методика Домана, к примеру, это, конечно, отдельный разговор, но если уж вы решили таким образом детку обучать, то не надо дословно выполнять инструкцию "показывайте ребенку карточку в течение пяти-семи секунд, затем тут же демострируйте другую".
Я как-то видела фильм про то, как мамочка своего трехмесячного малыша "дрессировала" - вот прям показывает карточку, на лице чувство выполненного долга, осознание серьезности момента, ровно через пять секунд - другую с тем же выражением лица. И так штук двадцать.
Детка таращится на маму, на карточки, пытается маму свернуть с намеченного пути, какие-то звуки издает, ногами дрыгает, а мама ни в какую не отвлекается - карточки кажет по-серьезному.
Видно, что грустит и ни черта не понимает, чего с этим всем делать. Мама прекратила только когда ребенок не выдержал и скуксился.
Урок какой ребенку? Хочешь маму получить - надо захныкать. Чего хорошего в таком обучении?
Уж слегка хотя бы поулыбайтесь с этой карточкой, полепечите чего-нибудь, а потом уж другую.
Иначе время только зря тратите.

В общем, хотите-не хотите, а в первые полгода после того, как родился у вас новенький человечек - будьте счастливы и порхайте, как фея. А то потом детка может в точности воспроизводить все ваши эмоции.

Выскажусь ещё по поводу модных тем. Вряд ли чего нового скажу, так, обозначу свое ИМХО :)

Грудное вскармливание к психологии ребенка не имеет никакого отношения. Не надо делать его философией.
Разумеется, с точки зрения физиологического развития, лучше грудного молока ничего не может быть по определению, но утверждения о том, что якобы дети-искусственники теряют что-то там в психическом развитии - неправда.
Верю, что интеллект может быть выше у грудничков. Но это просто потому, что наверняка природа в грудное молоко насовала именно тех веществ, которые необходимы в том числе и для развития мозга, но это некритично. И чувства вины, что вы чего-то там суперважного ребенку не дали, здесь ни к чему совершенно.
Если вы по какой-то причине кормите ребенка из бутылочки, то просто держите его на руках так же, как и при грудном вскармливании, ласково улыбайтесь и смеси выбирайте тщательней.
Хотя, конечно, все возможности для сохранения грудного вскармливания надо попробовать. Корова и женщина все же разное молоко дают, тут уж не поспоришь.

А вот модный нынче слинг однозначно положительно влияет на психическое развитие ребенка. Когда ребенок в нем, и маме удобно, и карапузу. Смотрит, видит, слышит, да и мужа обнять, кстати, удобней, когда руки свободны.
Кроме того, многие детки сейчас рождаются "недозревшими", и вот это продолжение "висения" на маме и движения в такт ее ходьбе оказывают благотворное влияние на формирование нервной системы и мозговых структур.
Многие дети не зря "с рук не слазят", им природа подсказывает, что нужно на руках у мамы, чувствуя тепло ее тела и подпитываясь ее энергетикой, "дозреть".
В общем, первые полгода - это важный на самом деле этап. Такая базовая "подстилка" для всего последующего.
Поэтому с какой бы проблемой к психологу не пришли родители, обязательно специалист спросит, как прошла беременность и первые полгода.
Очень многие проблемы имеют источник именно там.

UPDATE:
Я прочла недавно книгу удивительную - Ирис Юханссон "Особое детство".
О ней я ещё буду упоминать, сейчас приведу отрывок о том, как девочка-аутист воспринимала эмоции:

"Когда я вела себя не так, как следовало - а это случалось довольно часто, - бабушка вызывала меня к себе, чтобы отчитать меня. Я любила это. Я стояла совершенно неподвижно и смотрела ей прямо в глаза, и, когда она начинала говорить, ее слова начинали кружиться по комнате. Они были разных цветов, не тех обычных цветов, которые встречаются повсюду, но цветов совершенно иного рода. Они светились и складывались в причудливые узоры. Все вокруг меня было словно живое, и все двигалось в дивном узоре. Я купалась в разноцветных искрах и кружилась в них. Они то и дело меняли форму, и было приятно плыть в этом потоке".

Мне кажется, как-то так примерно эмоции воспринимаются маленьким ребенком.
На самом деле никто точного ответа не знает КАК, но мне нравится думать, что вот так."

Комментариев нет:

Отправить комментарий